Артем Губернаторов, г.Видное

У нас с мамой состоялся разговор. Она предложила мне поехать учиться за границу. «Почему бы и нет?» - подумал я и согласился. Сдал экстерном седьмой класс. Восьмой год обучения начался уже в немецкой школе.

"Учиться, жить, работать!" - Так звучит девиз немецкой частной школы Schloss-Schule, в которой учится наш земляк Артём Губернаторов. Какие в Германии системы образования и оценок, как проверяются знания учеников немецких учебных заведений? Об этом и многом другом нам расскажет сам Артём.

Как получилось, что ты стал учеником немецкой школы?

- Все вышло случайно. Я учился в 7 классе Видновской школы №7. Была зима. У нас с мамой состоялся разговор. Она предложила мне поехать учиться за границу. «Почему бы и нет?» - подумал я и согласился. Сдал экстерном седьмой класс. Восьмой год обучения начался уже в немецкой школе.

В какую школу ты поступил?

- У меня было на выбор три школы. Первая в Баден-Бадене. Это местность, где находятся знаменитые на всю Европу минеральные источники и горы, словом, - настоящее курортное место. Вторая была в Баварии. Но обе не пришлись мне по сердцу. Третья - Schloss-Schule (земля Баден-Вюртемберг). Ее я выбрал потому, что она не такая строгая, как большинство школ Германии. Одно могу сказать точно: мне с ней очень повезло.

Артем, а что необходимо для поступления?

- Необходимо иметь возможность оплачивать обучение, знание немецкого языка - уровня В1 или В2, английского и родного. Мне повезло. Удалось поступить с уровнем немецкого А2, то есть знание 5-6 класса в русской школе – чисто бытовой.

Т.е. какими-то языками ты уже владел?

- До обучения в Германии я знал английский язык. Приехав в школу, прошел интенсивный 4-месячный спецкурс немецкого.

Хотел бы изучить еще иностранные языки?

- Освоив два иностранных языка, я понял, что если выучил один, то дальше будет проще. Дело даже не в языковых конструкциях или лексике, просто мозг уже настроен на то, как надо учить. Возможно, буду учить французский, он везде нужен.

Интересно, много русскоязычных ребят в школе?

- Совсем нет. Когда я перешел в немецкую школу, из русских был только один мальчик в 12-ом классе. И то он родился уже в Германии. Сейчас у нас учатся три девочки из Москвы.

Насколько быстро ты освоился в коллективе?

- Чтобы интегрироваться и понять, чего немцы от меня хотят, какие у них обычаи и правила в обществе, найти близких по духу людей, мне понадобился год.

Опиши, пожалуйста, свой учебный день.

Завтрак проходит очень рано. Я его пропускаю, чтобы хоть немного выспаться. Встаю в семь, одеваюсь и бегу на уроки, которые начинаются в 7:30. Зубы чищу на большой перемене. Она длится 20 минут. 6-й урок заканчивается в 12:40. В час - обед. Если их (уроков) 10, то они заканчиваются ближе к пяти вечера. После обеда, если нет учебы, то иду на кружок. В шесть вечера ужин. К слову, не всегда горячий.

Расскажи как в Schloss-Schule проводят уроки?

- У каждого свое расписание. И так как это частная школа, классы небольшие. В нашем - всего 17 человек. Это делается для того, чтобы с каждым учеником преподаватель мог заниматься индивидуально. То есть отношения «учитель-ученик» намного ближе, чем в России. Уроки к 11-му и 12-му классам становятся больше парами, как в институте. Перемены по 5 минут.

Да, интересно. Скажи, а школа внутри похожа на наши?

- Школа двухэтажная. Она не огорожена. Охраны нет, но есть менторы (кураторы), которые следят за поведением учеников. В комнатах живет по два ученика. Телевизор только один и находится в коридоре. Парты в классах чаще всего ставят в длинные ряды, которых получается примерно два-три. Сидим на обычных стульях, как в институтской аудитории. В каждом классе электронная доска с проектором. В моем - интерактивная. Одним словом, техника на высшем уровне. В качестве питьевой воды используется вода из  минеральных источников. Буквально в десяти метрах от моей комнаты находится кран с такой водой.

А что на счет системы оценок? Похожа на нашу?

- Система оценок является главной отличительной чертой немецкой школы. Она очень сложная. Там высчитывается даже не среднеарифметическое. У оценок длинные и сложные формулы. С 1 по 10 классы система шестибалльная. 1 – высший балл, 6 – худший. Есть 2-, 1+, а есть и 1,5. Контрольные проводятся один/два раза в год. Бывает устный и письменный ответы, которые оцениваются отдельно. Отчет по оценкам ученикам дают ближе к концу семестра. Так что времени исправить оценки у них практически нет. В 11 и 12-м классах система оценок становится 15-балльной из-за абитура (это выпускной экзамен). 0- наименьший, 15 – наибольший. Плюсы и минусы уже не учитываются. Для абитура нужно набрать минимум 900 баллов. 600 баллов ученики набирают за два семестра в 11-м и два в 12-м классах. А остальные 300 дает абитур.

И какая перспектива после сдачи абитура?

- Вариантов много. Можно после 10-го класса (как в России после 9-го) пойти в колледж на какие-нибудь ремесленные профессии. Если же ты решился на абитур, то там уже больше умственная, чем физическая нагрузка.

Сколько лет идет обучение в школе?

- В Германии дети учатся 12 лет. Но, на мой взгляд, учителя просто растягивают программу, которую можно освоить за 11 лет, как в России. В этом плане у них программа слабее. А делятся классы следующим образом. С 1 по 4 классы - начальная школа. С 5 по 8 - средняя. С 8 до 10 – высшая школа. С 11 до 12 – kursstufe, т.е. там ученики идут на абитур (аналог российского ЕГЭ). У каждого класса (курса) свой куратор.

Скажи, все предметы обязательные или какие-то вы выбираете сами?

- До 11 класса - все обязательные. Потом можно выбирать по своему усмотрению, в зависимости от того, чем намерен заниматься в жизни дальше. Для абитура должно быть 5 предметов: три обязательных - английский, немецкий и математика (в Германии ее не делят на алгебру и геометрию) и два на выбор. Я взял физику и географию (в Германии она политическая). Такого предмета, как литература, у них нет. Мы ее касаемся только на уроках немецкого. И то всего четыре урока в неделю. Помимо предметов для абитура должны быть как минимум две естественные науки. Можно взять и третью (я, к примеру, выбрал физику и химию); какой-нибудь творческий предмет – музыку или рисование(я выбрал второе). За «необычный рисунок» преподаватель поставил мне 12 баллов(улыбается). Также обязательны в системе обучения – кружки.

А что на счет кружков? 

- Есть много кружков. Желательно выбрать как минимум два. С 11-го класса - только один. Выбираются кружки в зависимости от того, к чему, как говорится, больше душа лежит. В последнее время появился и стал очень популярен кружок ролевых игр.

Интересно, а в чем его суть?

- Мы сидим в повседневной одежде за партами и выдумываем фантастический мир и персонажей. В двух словах, это похоже на компьютерную игру, только в жизни.

 А в чем все же особенность твоей школы?

Она очень толерантна. К примеру, существует класс для «особенных» детей (с потерей внимания и т.д.). Часто к нам приезжают практиканты из других стран или посещают носители языка (немцы).

А что скажешь про учителей? Какие они? 

- Очень многогранные. Один мой учитель преподает математику, химию и информатику. Но это ничего хорошего, как мне кажется, не дает.

Каникулы у вас тоже есть? 

- Примерно каждые полтора-два месяца.

Расскажи, как проводишь свободное от уроков время?

- Чаще всего за компьютером. Бывает, ходим с ребятами гулять. Мало вариантов, чем можно заняться. Каждое воскресенье я провожу в гостях у своего немецкого друга. А раньше проводил этот день в семьях из русской диаспоры. Также езжу на курсы математики в Штуттгартский Университет, готовлюсь к поступлению.

Школа закончится и придется поступать куда-то, расскажи нашим читателям про требования для поступления в высшее учебное заведение?

- Системы немцы умеют выдумывать очень хорошие. На поступление влияет количество баллов, набранных в абитуре и, возможно, дадут написать вступительные тесты. Также важно портфолио, то есть твои грамоты и достижения. А если поступить не удалось, то можно встать в так называемую очередь. Иными словами каждые 10% поступивших – люди из этой очереди.

Ты уже выбрал куда будешь поступать?

- Я выбрал Мангхаймский университет, он сейчас первый в рейтинге экономических ВУЗов Германии, на информатико-экономический факультет. Но не думаю, что буду работать по специальности. Хотелось бы вернуться в Россию и помогать в бизнесе отцу.

На твой взгляд, какие плюсы и минусы в немецком образовании?

- Образование в Германии – это мировой уровень. Российское качественнее, но немецкое престижнее. Если в России образование основано на теории, то в Германии на практике. У немцев очень много прикладных уроков. Например, есть НВТ - окружающий мир и труд в одном.

Где планируешь остаться?

- Закончу учебу в Германии и вернусь в Россию. Скорее всего, степень магистра буду получать уже в нашей стране. У МИГМО, МГУ, Плехановской академии и других российских ВУЗов есть партнерские программы с немецкими ВУЗами. Дома всегда лучше! Русского языка в Германии не хватает. Да и говорить там особенно не с кем.

А чем все же тебе запомниться Германия?

- Многие, даже сами немцы называют Германию одной большой деревней. Мобильная связь запредельно дорогая, и не везде есть. За мой тариф (750 мб) я плачу 40 евро. Сами тарифы заключаются на два года и до истечения этого срока разорвать их нельзя.

Ты много общаешься с немецкими ребятами, каковы они в общении?

- С одной стороны, они вежливые и дружелюбные. К иностранцам относятся хорошо. С другой – достаточно закрытые. Гостеприимными я бы их не назвал. В гости они редко зовут, да и сами редко ходят. У нас России как? Русская душа - нараспашку. Мы если знакомимся с человеком, то либо держимся с ним на расстоянии, если по каким-то причинам внутренне не принимаем его, либо уже сразу друзья. У немцев иначе. По-настоящему друзей я там не видел. Да, общаются и, если что, помогут. Но если ты попал в беду, то все тебя кинут, разбирайся сам. К тому же, они много пьют. Ни один праздник или фестиваль не проходит без алкоголя. Пиво разрешено с 16 лет. А ту Германию, которую мы знаем по стереотипам, а именно: немецкие колбаски, машины, типичный немецкий акцент, одежда и т.д. – это только одна часть Германии, то есть Бавария. Они считают себя «настоящими немцами», свою землю особенной, самой лучшей, за что немцы других земель их недолюбливают.

Интетесно, а какое место в Германии стало для тебя самым близким?

- Их два. Первое – где я живу, и где находится моя школа. Этот уголок называется Кирхберг-ам-дер-Ягст (земля Баден-Вюрттемберг). Там лучше всего готовят. Вообще-то, честно говоря, немцы готовят не очень, во всяком случае, на вкус человека, привыкшего к русской кухне. На сегодняшний день их еда – это в основном полуфабрикаты. Но в городке, где я живу, все иначе. Там есть общепитовские заведения, где можно найти наши русские блинчики, большие пельмени и т.д. Второе – Еврейский музей толерантности в Берлине. Архитектор главного комплекса Даниэль Либескинд. Я провел в нем пять часов. Ушел только когда его уже закрывали. Там очень интересно и необычно. Здание построено так, чтобы вызывать ощущение, будто всё находится под наклоном. Система подземных ходов составлена в форме звезды Давида и рассказывает по ходу движения об истории еврейского народа. Первый из подземных коридоров выводит на лестницу в музей, намекая на благополучный исход многовековых странствий, второй — в «Сад изгнания», построенный в память о беженцах из Берлина, третий — к тупику «Пустота холокоста», символизирующий понятие «отсутствие». Чтобы пересечь «Пустоту» и попасть из одного конца музея в другой, посетители должны пройти по одному из 60 мостов, соединяющих противоположные стороны. Около экспонатов есть аудиогиды, что лучше всего помогает людям любой национальности узнать информацию об экспонатах на родном языке.

В нашей отечественной культуре взят курс на возрождение старинных построек, а как в Германии?

На это у них либо нет времени, либо денег. Наша школа называется Schloss-Schule. Schloss переводится как замок. То есть раньше она была в замке. Настоящий средневековый замок, а денег на реставрацию никто не выделяет. Его даже можно купить за десять евро, но после покупки ты будешь обязан его восстановить в прежнем виде.

Что бы ты пожелал всем ученикам?

Стремитесь к знаниямСтарайтесь достигать поставленных задач, как бы трудно вам не было. Расширяйте свой кругозор. И главное, никогда не забывайте, хорошую русскую пословицу: «Где родился, там и пригодился»!

 

Интервью подготовлено Викторией Филатовой

Коррекция и обработка - Портал Помидор

 

Портал Помидор благодарит маму Артема - Ирину Губернаторову за содействие в подготовке публикации.

 

 
 
 
 
Гость nnovikova1968@gmail.com оставил комментарий
24 февраля
Как же увлекательно и познавательно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

*


 
Обновить код