Калинников Л.Г.

Калинников Л.Г.

В июне 2011 года в ИКЦ Ленинского района открылась выставка нашего Видновского художника и иконописца Калинникова Льва Галактионовича. На выставке представлены работы (живопись, графика, иконопись) Лев Галактионович родился 18 января 1936 года в Бирюлёве. Его отец Галактион Прокофьевич работал главным садовником в Бирюлёвском дендропарке. В семье, помимо Льва, были ещё старшая сестра Анна и младшие братья Алексей и Григорий. Детство пришлось на военные и послевоенные годы, поэтому семья жила довольно трудно. Большой трагедией стал ранний уход из жизни матери - Марии Фокиевны.

 

С раннего детства у него проявлялась тяга к творчеству, поэтому после семилетки, он поступил в Московское художественное училище. Таким образом, стала осуществляться его мечта стать художником. Источником вдохновения были прекрасные аллеи дендропарка и величественные Царицынские дворцы с руинами и прудами.

 

Вокруг были интересные люди: мудрый отец и его друзья, родившиеся в дореволюционное время. Они рассказывали много разных историй из прошлой жизни. Были другие начинающие художники, споры с которыми были серьёзны и увлекательны. Всё это формировало в молодом художнике вдумчивость и стремление понять окружающий мир. Колоритные соседи и весёлая детвора были постоянными моделями для этюдов и набросков.

 

Настоящая активная творческая жизнь началась после службы в армии. Он пришёл на работу в Дом культуры Ленинского района Московской области  художником-декоратором. В этой работе он проявил себя как новатор; его плакаты и панно отличались смелостью и нестандартностью решений, были яркими и интересными. В то же время он продолжал писать пейзажи, портреты, жанровые картины. Это были не только впечатления от увиденного: это радость первого дыхания весны, состояния воздуха, таяния снега, улыбку майского листка. Удивительное чувство цвета, гармонии, композиции, всё это находило отражение в его картинах и эскизах. Лев Галактионович мог прорабатывать рисунок несколько раз, пока не найдет точную линию, тон, штрихи, отражающие увиденное.

 

В 1965 году Лев Галактионович переехал в город Видное.  В 1971 году поступил на работу в художественно-оформительскую мастерскую Видновского парка культуры и отдыха. На новом месте были новые впечатления. Близость к природе, к красивым местам, вдохновляли  художника к написанию новых художественных работ. Появились интересные пейзажи окрестностей города. Особенно удавались пейзажи. Это могла быть золотая осень или ранняя весна; леса, овраги, поля удивительно яркого цвета, пахнущие землёй.

 

Особое отношение у него были к старинной архитектуре и историческим местам. Соборы, храмы, старые крыши, стены, верхушки деревьев всё привлекало взгляд художника. В его работах сохранена атмосфера старинных городов,  улочек и площадей. В ранний период творчества  Лев Галактионович был увлечён испанским художником Мариано Фортуни. Это был великолепный виртуоз, который писал маслом и был известен как одаренный акварелист. Изучая работы этого художника, он учился технике живописи. В дальнейшем одним из его любимейших художников стал Константин Коровин, представитель русской реалистической школы живописи.

 

Лев Галактионович очень любил Царицыно. Там было сделано  много зарисовок. Он писал разные уголки замечательного исторического района – такого уютного и очень живописного. Так же были частые поездки в г. Новосибирск к сестре Анне. Пейзажи, написанные на берегах Обского водохранилища построенные на игре света и тени в небе, воде и деревьях удивительно ярки, прозрачны и глубоки. Льва Галактионовича всегда окружали интересные, талантливые люди, хорошие друзья. Умение дружить, быть отзывчивым и внимательным - ещё один из аспектов его характера.

 

Целеустремленность, одаренность, глубокое мировосприятие, тщательное и углубленное изучение теории и техники живописи привели художника к иконописи, делу, к которому он шёл всю свою жизнь. В 1994 г. Льва Галактионовича пригласили в Центр занятости преподавать «иконопись и художественную роспись по дереву».  Было сложное время. Трудно было купить пигменты, липовые доски, кисти, литературу. И здесь пригодились знания и талант Льва Галактионовича. При наличии большой библиотеки, которую он тщательно собирал на протяжении долгих лет, были найдены нужные рецепты левкаса, золочения и техника письма. Сам, своими руками он стругал шпонки и правил купленные доски. Учил  обрабатывать кисти, доводить их  до совершенства. Всё это делалось с большой любовью и старанием. Его великовозрастные ученики никогда не слышали от него повышенного голоса. Терпение, любовь и доброта – были главными его помощниками  в преподавании. Лев Галактионович учил видеть прекрасное в самом простом,  пользоваться репродукциями икон, видеть тонкие нюансы оттенков цвета.

 

Его чувство юмора, задор, творческий настрой, способность не пасовать перед неудачами и умение учиться на своих ошибках передавалось его ученикам и давало им уверенность в собственных силах.  Экзаменационные работы были выстраданы сообща. Всё делилось поровну: трудности, радость, хлеб и соль.

 

В 1995 году из учеников 1-го выпуска курсов иконописи  при Свято-Екатерининском монастыре под руководством Льва Галактионовича была организованна  иконописная мастерская. Здесь в полной мере раскрылся его талант художественного руководителя, иконописца и педагога. Это уже было сформировавшееся сообщество единомышленников - учителя и учеников. Здесь уже работа велась на равных. Вместе покупали книги, выбирали те экземпляры, что были необходимы на тот момент. Совместные посещения музеев, монастырей прививало его ученикам-соратникам умение видеть, запоминать, анализировать увиденное; ценить по достоинству работы коллег. Его мастерство продолжало расти вместе с его учениками.

 

Со временем Лев Галактионович полностью отказался от тёмных фонов в иконах (св.Дмитрий Ростовский), что присутствовало в старообрядческих образах. Уделялось большое внимание соотношению цвета в облачениях святых. Соблюдение канона, но и сохранение индивидуальной манеры иконописи было для него главным. Эталоном для списка был образ Владимирской Пр.Богородицы из Третьяковской галереи (икона «Владимирская Пр.Богородица»). Раскрывал интересные композиции в Тверском стиле (икона «Сретение Господне», монастырь св.Екатерины), но по цвету ему больше всего нравилась Новгородская таблетка и Кирилло-Белозерская коллекция (икона «Успение Пр.Богородицы», монастырь св. Екатерины ).

 

Годы, проведенные в иконописной мастерской при монастыре святой Екатерины, были подготовительным этапом к очень интересной, ответственной и творческой работе – росписи храмов, требовавшей  одновременного полного видения всей композиции в целом, ещё до её окончательного завершения, ощущения целостности и гармонии на грани озарения. Вместе с благочинным Видновского округа протоиереем Михаилом Егоровым была организована бригада художников-иконописцев, которая приступила к работе.

 

Первая проба пера была в Успенском храме в алтаре. Затем доверили расписать четверик нижнего регистра этого храма. Это была «подготовка» к самой серьёзной и ответственной работе – росписи Георгиевского храма в г. Видное. Была проведена огромная предварительная работа: подбор тематических материалов, проработка эскизов, поиск нужных красок и материалов, кадровый вопрос. Не хватало рук. На первый этап работы по росписи Георгиевского храма, был приглашен иконописец из Тарычёвского храма Рождества Пр.Богородицы Александр Кабранов, но уже в дальнейшем стало понятно, что бригада справляется и своими силами. Как дополнительная помощь пришли ученики ВХТЛ из художественных классов.

 

За эту серьёзную и ответственную работу Лев Галактионович был награждён Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II медалью Русской православной  церкви  преподобного Андрея Рублёва I степени.

 

Следующая  большая работа была в г. Люберцы. Бригада к этому времени стала называться мастерской "ЛиКо" ("Лев и Компания"). Художников пригласили расписывать храм во имя иконы «Преображение Господне». На таком большом объекте работало уже  15 художников. Было трудно, писали днём и ночью в буквальном смысле.  На последних 2-х этапах росписи помогали студенты Суриковского художественного института. С Божией помощью стараниями большого коллектива  с задачей справились.

 

В это время Лев Галактионович был уже болен. Физически эта работа давалась очень трудно. Он никогда не жаловался, по внешнему виду невозможно было догадаться, как ему плохо.

 

За роспись Преображенского храма, в 2008 г., Л.Г. Калинникова наградили  Орденом Русской православной  церкви преподобного Андрея Рублева III степени.

 

 В 2009 мастерскую «ЛиКо» пригласили г. Реутов расписывать  крестильный храм  Казанской Пр.Богородицы. Здесь все силы и знания Льва Галактионовича были отданы алтарю.  Эта была его последняя   работа. По её завершению  не стало талантливого, замечательного, доброго, отзывчивого человека…

 

7 октября 2009 года после тяжелейшей болезни ушёл из жизни художник от Бога, талантливый иконописец, профессионал, педагог, человек большой души Лев Галактионович Калинников.

 

Но художественный коллектив «ЛиКо» жив, как жива память о художнике-иконописце, о Человеке с большой буквы  Льве Галактионовиче Каллиникове .

 

 
 
 
 
Гость Юрий оставил комментарий
22 июня 2011 г.
замечательный был человек и художник
Гость художник оставил комментарий
1 июля 2011 г.
Лев Галактионович хороший и не востребованный администрацией Ленинского района художник. Ему пришлось расписывать храмы и подрабатывать на шабашках что бы не умереть с голоду.... это учесть всех cjdhtvtyys[ художников нынешней администрации, не оказывающей содействие творческой интеллигенции - жаль.
Сегодня главное галочка..., как много учеников достигших успехов сегодня у тех, кто преподает изобразительное искусство ? ...мало, очень мало в городе Видное - это говорит о том , что не качественное обучение в ИЗО и художественном колледже! Надо признаться, что художников в городе не любят и не оказывают необходимой поддержки .
Будем правдивы.
Гость оставил комментарий
2 июля 2011 г.
Хочу опровергнуть предыдущий коментарий!!! Лев Галактионович НИКОГДА не стремился работать на администрацию! Это первое. Второе: мне не нравится глагол "ПРИШЛОСЬ" ! К великому своему счастью он работал и писал фрески с большой любовью. И это не "шабашки",где "подрабатывают"! По всей вероятности ГОСТЬ ХУДОЖНИК совсем не знал Льва Галактионовича, который никогда не шёл на компромисс со своей совестью! Полагаю,что этому автору надо извиниться за клевету и искривление фактов...

Оставьте комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

*


 
Обновить код